Разговор о жизненных ценностях

В категорииПамятки
Автор Admin

Некоторые психологи считают, что жизненным принципам не научить, и это в какой-то мере соответствует действительности, ведь сколько ни говори детям  быть честными, аккуратными или вежливыми, это не будет работать.

Способ, каким дети получают знания о наших ценностях, прост, он заключается в постоянном наблюдении за взрослыми. Независимо от того, что вы им рассказываете, вашидети вырастут с четким представлением о том, что действительно ценно для их родителей, и со сформированной системой собственных ценностей.

?«В формировании жизненных ценностей намного большую роль играют сверстники, нежели родители?»

Конечно, родители – не единственный источник, откуда дети получают информацию о моральных ценностях и принципах, и сверстники в любом случае оказывают влияние наваших детей, особенно в подростковом возрасте. И, разумеется, намного лучше для детей развивать свою точку зрения.

? «Что же говорить об информации, которую дети получают из медиа о том, что внешность и деньги важнее всег?»

ТВ и другие медиа – это, конечно, очень эффективные учителя. Но, несмотря на все источники социального влияния, большинство подростков усваивают паттерны поведенияв той или иной ситуации от родителей и именно от них получают основные знания о жизненных ценностях, которыми впоследствии руководствуются.

? «То есть дети в любом случае получат знания о жизненных ценностях. Но как ихобучить им специально?»

Во многих семьях моральные ценности как таковые не обсуждают. Большинство считает, что ценности у наших детей появятся автоматически, по волшебству. Показать детям, что это такое, можно, начав с осознания того, что же для вас является ценностью, и с поискавозможностей для ее обсуждения. Ну и конечно, важно придерживаться проповедуемыхценностей, чтобы ваши слова не расходились с делом.

? «Что влияет на то, кем является мой ребенок? Что это значит? Ведь в каждом изнас есть что-то плохое и хорошее».

Все так и есть. И вероятнее всего, что-то хорошее, что есть в вас, повлияет на вашеповедение, если, однако, злость, раздражение и низкая самооценка не встанут у него напути. Дети, чьи родители их нежно любят и уделяют им достаточно внимания, ведут себяболее адекватно по сравнению с детьми, которые недополучают родительской любви; это проявляется даже в раннем возрасте. Поэтому родителям с развитой привязанностью с детьми легче научить их принципиальности и ценностям. Их дети выращены в атмосфересопереживания и взаимной заботы, и вероятнее всего, они будут вести себя и поотношению к другим более дружелюбно.

Но это не избавляет нас от всех сложностей. Мы все равно должны четко формулироватьнаши жизненные ценности в первую очередь для себя, а уже потом вслух для наших детей, не единожды, а изо дня в день всю жизнь.

?«Список моих ценностей может быть очень длинным!»

Все верно.

Семейный психолог и специалист по детской психологии Майкл Гуриан называет десять моральных качеств, которые необходимы человеку: порядочность, справедливость, эмпатия, самоотверженность, ответственность, верность, долг, самоотдача, честность, благородство.

Мартин Селигман, автор книги «В поисках счастья», утверждает, что счастье – это результат работы над характером, что схоже с мнением Гуриана, но также включает такиекачества, как смирение, самоконтроль, любовь к учебе, трудолюбие, лидерство, предусмотрительность и веселость.

НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ, ЧТОБЫ ПОПРОБОВАТЬ ПЕРЕДАТЬ ВАШИМ ДЕТЯМ ЗНАНИЯ О ЦЕННОСТЯХ В ЖИЗНИ:

1. Отдавайте себе отчет в том, чему вы учите.

2. Помогите ребенку в развитии чувства сопереживания к бедам других. С эмпатииначинается милосердие.

3. Говорите прямо о ваших жизненных ценностях и почему они важны для вас. Помочьдетям понять мир вокруг – важнейшая обязанность родителей.

4. Говорите о том, почему вы принимаете то или иное решение, исходя из принципов.

5. Отмечайте и подкрепляйте факты проявления жизненных принципов.

6. Воздержитесь от морали. Наоборот, попробуйте невзначай задавать вопросы о том, что он думает или как бы он поступил в этой ситуации и почему. Возможно, ваш ребенокнаучится большему, когда будет формулировать свою точку зрения на проблему и варианты ее решения. Это поможет вам поделиться с ним важными на ваш взгляд мыслямии остаться в таких же хороших отношениях.

7. Говорите с ним о том, что связано с его жизнью. Принципы и ценности – это что-то изобласти теории, пока не начать говорить с детьми об их жизни, которая полна сложнейшихситуаций, в которых им мог бы понадобиться ваш совет. Не упускайте возможностьпомочь вашему ребенку вырасти при вашей поддержке для сознательного решения всехвопросов.

8. Общественная работа. Независимо от того, над чем вы работаете, будь топопечительский совет школы или волонтерство в церкви, вашим детям нужно видеть, что вы преданны делу улучшения благосостояния общества.

9. Поощряйте инициативу вашего ребенка в зарождающихся принципах. Мир полонпроектов, которыми могли бы заняться дети, чтобы его улучшить.

10. Старайтесь противостоять современным веяниям общества о деньгах.

11. Находите темы для обсуждения. Выбирайте книги, которые вы будете читать, или фильмы, которые посмотрите вместе с ребенком, те, где будет показано воспитаниехарактера

12. У всех детей должна быть возможность отдать в дар свои деньги. Многие семьипользуются способом деления натрое. Большая часть денег может быть потрачена самимребенком.

 

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значитвырастить угрозу для общества».

 

 

Оставить комментарий

*

42672409