Организация питания

СОВЕТ ПО ПИТАНИЮ

Перейти…

План мероприятий по подготовке и проведению в регионе информационно-образовательной акции здоровья «Правильное питание – залог здоровья и долголетия!»

Принципы здорового питания школьников

Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз:

  1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
  3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  4. Оптимальный режим питания.
  5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей.
  7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
  • Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
  • На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
  • Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Именно в эти годы — фактически начиная с 10 лет — ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста

Вещества

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

Энергия, ккал

2350

2750

2500

3000

2600

Белки, г, в том числе животные

77
46

90
54

82
49

98
59

90
54

Жиры, г

79

92

84

100

90

Углеводы, г

335

390

355

425

360

Минеральные вещества, мг

Вещества

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

Кальций

1100

1200

1200

1200

1200

Фосфор

1650

1800

1800

1800

1800

Магний

250

300

300

300

300

Железо

12

15

18

15

18

Цинк

10

15

12

15

12

Йод

0,10

0,10

0,10

0,13

0,13

Витамины

Вещества

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

С, мг

60

70

70

70

70

А, мкг

700

1000

800

1000

800

Е, мг

10

12

10

15

12

D, мкг

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

В1, мг

1,2

1,4

1,3

1,5

1,3

В2, мг

1,4

1,7

1,5

1,8

1,5

В6, мг

1,6

1,8

1,6

2

1,6

РР, мг

15

18

17

20

17

Фолат, мкг

200

200

200

200

200

В12, мкг

2

3

3

3

3

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

Продукты

Возраст школьника

7-10 лет

11-13 лет

14-17 лет Юноши

14-17 лет Девушки

Хлеб пшеничный

150

200

250

200

Хлеб ржаной

70

100

150

100

Мука пшеничная

25

30

35

30

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45

50

60

50

Картофель

200

250

300

250

Овощи разные

275

300

350

320

Фрукты свежие

150-300

150-300

150-300

150-300

Фрукты сухие

15

20

25

20

Сахар

60

65

80

65

Кондитерские изделия

10

15

20

15

Масло сливочное

25

30

40

30

Масло растительное

10

15

20

15

Яйцо, шт.

1

1

1

1

Молоко, КМПр

500

500

600

500

Творог

40

45

60

60

Сметана

10

10

20

15

Сыр

10

10

20

15

Мясо, птица, колбасы

140

170

220

200

Рыба

40

50

70

60

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Завтрак дома

Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо?

Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой.

Пища для завтрака не должна быть «тяжелой», перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно — какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.

Завтрак с собой

С собой в школу можно дать бутерброд с отварным мясом или сыром. Можно предложить ребенку взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки. Если есть возможность, можно приготовить ребенку сырники, запеканки. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой в тщательно вымытой фляжке или бутылочке школьник может взять сок, компот или чай.

Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно быстро портятся мясные продукты. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее.

Горячий обед

«Школьный бутерброд» не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на «продленку», что очень важно и полезно есть «горячее». Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед.

Домашняя упаковка

Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак, и в каких условиях ребенок его будет есть. Можно использовать пластмассовые судочки или пищевую пленку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники. Зато завтрак, упакованный в пленку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд и при этом не прикасаться к нему, держась только за пленку. Правда, это не означает, что ребенку не нужно заботиться о чистоте рук. Родители должны рассказывать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья.

Диета

У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты.

При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, «разгрузочные дни», диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма.

Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.

Организация горячего питания

Организации питания обучающихся в учреждениях образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании с соблюдением нормативных правовых актов и иных документов.

В системе школьного питания реализуется принцип многоуровневого контроля качества питания, в том числе основная роль в организации  и  контроле  за  качеством питания отводится Совету по питанию.

В начале учебного года был создан Совет по питанию.

Совет по питанию осуществляет работу в соответствии с планом работы на год, утвержденным руководителем учреждения.

Функции Совета по питанию:

1. Контроль за выполнением примерного рациона питания, разнообразия блюд по дням недели.

Примерный рацион питания  разрабатывается  технологом (специалистом) отдела образования, утверждается начальником  отдела образования, согласовывается  со специалистом управления образования облисполкома) .

2. Контроль за организацией рационального питания:

- охват горячим питанием;

-дифференциацию питания по возрастным группам;

- физиологическая полноценность рационов, одинаковость предлагаемых блюд в ассортименте на любой прием пищи;

- строгий учет детей, нуждающихся в диетическом питании (с обязательным заключением).

3. Контроль работы пищеблока.

- организация производственного процесса;

-  ведение документации;

- санитарно-гигиеническое состояние пищеблока, складских помещений;

- режим мытья посуды;

- наличие необходимого инвентаря, посуды, моющих и дезинфицирующих средств;

- рабочее состояние холодильного и технологического оборудования, своевременная поверка весового оборудования с последующим пломбированием его и наличие заключительного акта;

- соблюдение личной гигиены работниками пищеблока.

4. Контроль за организацией снабжения продуктами питания пищеблока учреждения образования:

- меры по снижению затрат на закупку пищевых продуктов и сырья, исключения посредников из системыобеспечения;

- использование местных  производственных ресурсов;

- заключение  договоров на прямые поставки продуктов питания;

- принимаемые  меры по удешевлению питания и улучшению его качества  учреждениями образования,  заготовка  картофеля плодоовощной продукции и по возможности переработка (засолка, закваска и др. виды переработки), согласно нормативной документации;

- своевременность подачи заявок кладовщиком, поваром, медицинским работником, согласно примерного рациона питания и их выполнение в полном объеме и ассортименте.

5. Контроль за качеством продуктов, условиями их хранения и сроками реализации:

-соответствие качества продуктов, т.е. наличие документов, удостоверяющих качество продуктов с указанием даты выработки, сорта или категории, срока реализации, пищевой ценности. В товаротранспортных накладных наличие сведений о содержании в продуктах радионуклидов, а в овощах и фруктах — о содержании нитратов. Наличие маркировочных ярлыков в каждом фасованном поставляемом товаре. Соблюдение условий хранения, сроков годности продуктов и товарного соседства.

6.  Контроль за вложением продуктов при приготовлении пищи и выходом блюд:

- осуществляется проверка закладки сырой продукции, выход готового блюда или изделия в соответствии с меню-раскладкой и технологической карты блюд;

- контроль раздачи пищи, температура блюда и время его подачи.

7. Контроль за соблюдением ключевых технологических операций  при приготовлении пищи: выдерживается ли температурный режим, правильность холодной обработки сырья, продолжительность тепловой обработки, проходит ли сырье требуемую технологическую обработку и т.д.

8.  Контроль  за доброкачественностью пищи:

- данный контроль осуществляется на всех стадиях ее приготовления и заканчивается снятием проб. Контроль осуществляется на основе органолептического анализа отпускаемых на реализацию блюд. Соблюдение температурного режима подачи готовых блюд;

- соблюдение графика приема пищи детьми.

Помимо контрольных функций Совет по питанию проводит работу по пропаганде здорового образа жизни и основ рационального питания,  контролю за денежными потоками и мониторинга охвата питанием учащихся за месяц, проводил работу по разработке методических рекомендаций, памяток и для педагогов, учащихся и родителей.

Бесплатное питание

Основания и порядок

подачи документов для выделения бесплатного питания учащимся

Бюджет прожиточного минимума — 197 рублей 57 копеек

В 2017/2018 учебном году заявления от родителей на выделение бесплатного питания учащимся (многодетные семьи; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; семьи, где родители являются инвалидами I или II группы; малообеспеченные семьи; семьи, где дети признаны находящимися в социально опасном положении; дети, проживающие в сельской местности; семьи военнослужащих (служащих органов внутренних дел), где родители стали инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья (умерли вследствие ранения, полученных в период боевых действий); дети, обучающиеся по программе для детей с ОФПР) подаются на имя директора.

В течение пяти дней комиссия по выделению бесплатного питания рассматривает представленные документы и выносит решение.

К заявлению прилагаются:

>       многодетные семьи: удостоверение многодетной семьи;

>       дети инвалиды, родители инвалиды: удостоверение инвалида;

>       дети, признанные в социально опасном положении: выписка о признании находящимися в СОП

>       малообеспеченные семьи: сведения о доходах каждого члена семьи за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, справка о месте жительства и составе семьи (оформляется по месту регистрации);

>       семьи военнослужащих (служащих органов внутренних дел), где родители стали инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья (умерли вследствие ранения, полученных в период боевых действий):

>       удостоверение инвалида о праве на льготы и вкладыш в данное удостоверение;

С вопросами обращаться к заместителю директора по воспитательной работе Нестерковой О. Ю.

42672409