Направления работы

Социальное партнерство

СОГЛАШЕНИЕ
между отделом образования Оршанского районного исполнительного комитета и
Оршанской районной организацией Белорусского профессионального союза работников образования и науки
на 2013 – 2016 годы
  1. Настоящее соглашение (далее – Соглашение) заключено между отделом образования Оршанского районного исполнительного комитета и Оршанской районной организацией Белорусского профессионального союза работников образования и науки в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 ”О развитии социального партнерства в Республике Беларусь“, другими законодательными актами Республики Беларусь, Генеральным соглашением между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2011– 2013 годы, соглашением между Министерством образования Республики Беларусь (далее – Министерство образования) и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки (далее – отраслевой профсоюз).
  2. Сторонами Соглашения (далее – Стороны) являются отдел образования Оршанского районного исполнительного комитета (далее – отдел образования) и Оршанская районная организация Белорусского профессионального союза работников образования и науки, в лице ее руководящего органа – районного комитета профсоюза (далее – райком профсоюза).
  3. Соглашение является нормативным актом, определяет основные направления регулирования социально-трудовых отношений, устанавливает общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики на 2013 – 2016 годы.
  4. Соглашение распространяется на:

нанимателя – отдел образования Оршанского районного исполнительного комитета (далее – отдел образования);

нанимателей – учреждения образования, находящиеся в подчинении (ведении) отдела образования (далее –учреждения образования);

работников отдела образования и учреждений образования – членов Белорусского профессионального союза работников образования и науки.

Отдел образования признает райком профсоюза полномочным представителем работников организаций и учреждений образования – членов Оршанской районной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки – в коллективных переговорах.

  1. Соглашение служит основой для коллективных переговоров, заключения коллективных договоров в учреждениях и организациях образования и является источником регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

Нормы и гарантии Соглашения являются обязательными минимальными для всех соответствующих организаций образования и не могут быть снижены. Коллективные договоры могут включать дополнительные, более высокие, но не ниже установленных настоящим Соглашением социальные нормы и гарантии, в том числе за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности организаций образования (далее – внебюджетные средства), местных бюджетов, спонсоров и других источников, не запрещенных законодательством.

Установленные законодательством, Соглашением полномочия профсоюзных органов не могут быть уменьшены в локальных нормативных правовых актах. Делегирование полномочий профсоюзных органов является прерогативой соответствующих вышестоящих профсоюзных органов.

Порядок участия и учета мнения профсоюзных организаций при решении вопросов работников учреждений и организаций образования (согласование с профсоюзными комитетами проектов решений, принятие решений с их согласия и (или) на основании их представлений при участии их представителей в разработке проектов решений) определяется Соглашением, коллективным договором, приложениями к нему, другими локальными нормативными правовыми актами.

Положения Соглашения, коллективных договоров учреждений и организаций образования, ухудшающие правовое и социально-экономическое положение работников по сравнению с законодательством, Соглашением, являются недействительными и подлежат исключению или приведению в соответствие с законодательством, Соглашением в месячный срок со дня установления несоответствия.

  1. В течение срока действия Соглашения Стороны вправе вносить в него дополнения и изменения на основе взаимной договоренности.

Письменное требование одной из СТОРОН О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ, О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В СОГЛАШЕНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ДРУГОЙ СТОРОНОЙ В ДВУХНЕДЕЛЬНЫЙ СРОК.

Разногласия СТОРОН РАССМАТРИВАЮТСЯ НА ЗАСЕДАНИИ РАЙОННОГО СОВЕТА ПО ТРУДОВЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЙКОМЕ ПРОФСОЮЗА (ДАЛЕЕ – РАЙОННЫЙ СОВЕТ). СОГЛАШЕНИЕ ПОДПИСЫВАЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СТОРОН ПОСЛЕ ОДОБРЕНИЯ СОВЕТОМ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕЗИДИУМОМ РАЙКОМА ПРОФСОЮЗА.

Принятые изменения и (или) дополнения в Соглашение оформляются приложением к нему и являются его неотъемлемой частью, доводятся до сведения нанимателей (уполномоченных должностных лиц нанимателей) и работников учреждений образования, профсоюзных организаций .

  1. Стороны совместно осуществляют систематический анализ, обобщение опыта регулирования трудовых отношений через систему местных соглашений и коллективных договоров с обсуждением материалов на заседаниях районного Совета, а также распространяют положительный опыт этой работы.
  2. В целях предоставления работникам организаций образования дополнительных гарантий, обеспечения поддержки и развития учебной, научной, производственной и социальной базы этих организаций за счет средств местных бюджетов считать целесообразным продолжить практику заключения соглашений между районным исполнительным комитетом, отделом образования и райкомом профсоюза.
  3. Стороны обязуются принимать необходимые меры для разрешения конфликтных ситуаций путем переговоров на основе взаимного уважения. В случае возникновения коллективных трудовых споров предъявление требований осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
  4. Отдел образования и райком профсоюза рекомендуют учреждениям образования в случае, если в них действует несколько профсоюзов, заключать единые коллективные договоры при условии одобрения их на профсоюзных собраниях.
  5. Требования о проведении переговоров по заключению Соглашения на следующий период направляются одной из СТОРОН НЕ ПОЗДНЕЕ, ЧЕМ ЗА ДВА МЕСЯЦА ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ.

При заключении Соглашения срок ведения коллективных переговоров не может превышать один месяц.

  1. Порядок ведения переговоров определяется СТОРОНАМИ НА ЗАСЕДАНИИ РАЙОННОГО СОВЕТА.
  2. Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до заключения нового Соглашения, но не более трех лет.

Стороны совместно реализуют Соглашение в пределах компетенции. Совместная работа Сторон строится на основании ежегодно утверждаемого Плана совместной работы.

  1. Проведение переговоров по заключению Соглашения и коллективных договоров, внесение изменений и (или) дополнений в них не должно превышать двух месяцев со дня подписания Соглашения или изменений и (или) дополнений к нему.
  2. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

В случае реорганизации Сторон Соглашение их права и обязанности сохраняются до завершения процесса реорганизации, если иное не установлено законодательством.

За уклонение от участия в переговорах, нарушение или невыполнение обязательств, принятых в соответствии с Соглашением, нарушение законодательства о труде Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.

  1. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Сторонами в лице их представителей.

По предложению одной из Сторон отчеты о выполнении Соглашения рассматриваются на совместном заседании совета отдела образования и президиума райкома профсоюза, доводятся до сведения учреждений и первичных организаций профсоюза.

  1. Отдел образования представляет Соглашение для регистрации в управление по труду, занятости и социальной защите Оршанского районного исполнительного комитета в месячный срок после его подписания. Райком профсоюза размещает текст Соглашения на своем сайте.
  2. Стороны доводят текст Соглашения, изменения и (или) дополнения в него до учреждений и организаций образования и первичных организаций профсоюза для его реализации.
  3. Стороны согласились регулярно освещать в средствах массовой информации, а также на своих сайтах промежуточные и итоговые результаты выполнения Соглашения.

Стороны признали необходимым проведение аналогичной работы сторонами местных соглашений, коллективных договоров отделов и организаций образования.

Охрана труда

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
6 мая 2010 г. № 240

Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами

В целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами, а также защиты трудовых и социально-экономических прав граждан:

  1. Установить, что:

1.1. профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры (далее – профсоюзы) вправе осуществлять общественный контроль в случаях, установленных законодательными актами;

1.2. общественный контроль осуществляется профсоюзами:

1.2.1. в соответствии с принципами:

социального партнерства между профсоюзами, государственными органами и иными организациями;

законности при осуществлении общественного контроля и ответственности профсоюзов, их представителей за нарушение законодательства при его осуществлении;

1.2.2. в форме проведения:

проверок* в случаях, установленных настоящим Указом;

мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок;
______________________________
*Для целей настоящего Указа под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) осуществляемой контролируемыми субъектами деятельности по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан, действий (бездействия) должностных лиц и иных работников контролируемых субъектов.

1.2.3. в отношении контролируемых субъектов – организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика (далее – обособленные подразделения), где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, если иное не установлено законодательными актами, представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, медицинских пунктов, объектов торговли и общественного питания, расположенных на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также созданных ими учреждений дошкольного образования и оздоровительных организаций (далее – контролируемые субъекты);

1.2.4. на основании планов, разработанных и утвержденных в установленном республиканскими союзами (ассоциациями) профсоюзов (далее – республиканские объединения профсоюзов) порядке;

1.3. общественный контроль (за исключением осуществляемого в форме проведения проверок) осуществляют представители профсоюзов, порядок назначения (избрания, наделения полномочиями) которых устанавливается республиканскими объединениями профсоюзов. Полномочия представителей профсоюзов на осуществление данного общественного контроля подтверждаются документом, оформленным и выданным в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке;

1.4. первичные профсоюзные организации независимо от наличия у них статуса юридического лица (далее – первичные профсоюзные организации) осуществляют общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы, в формах, не связанных с проведением проверок;

1.5. по результатам осуществления общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, профсоюз вправе в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке выдать контролируемому субъекту рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения), если иное не установлено настоящим Указом.

Контролируемый субъект обязан рассмотреть данную рекомендацию и информировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок.

  1. Профсоюзы, за исключением первичных профсоюзных организаций, вправе осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок за:

соблюдением законодательства о труде;

соблюдением законодательства об охране труда;

соблюдением законодательства о профсоюзах;

выполнением коллективного договора (соглашения).

  1. Общественный контроль в форме проведения проверок уполномочены осуществлять следующие представители профсоюзов:

3.1. за соблюдением законодательства о труде и о профсоюзах – правовые инспекторы труда профсоюзов. Обязательным квалификационным требованием к правовому инспектору труда профсоюзов является наличие у него высшего юридического образования;

3.2. за соблюдением законодательства об охране труда – технические инспекторы труда профсоюзов. Обязательным квалификационным требованием к техническому инспектору труда профсоюзов является наличие у него высшего технического образования;

3.3. за выполнением коллективного договора (соглашения) – правовые и технические инспекторы труда профсоюзов.

Правовыми и техническими инспекторами труда профсоюзов (далее – проверяющие) являются лица, состоящие в трудовых отношениях с профсоюзами.

  1. Запретить, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 5 настоящего Указа, осуществление общественного контроля в форме проведения проверок в течение двух лет со дня:

государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций;

создания – представительств иностранных организаций.

  1. В течение срока, определенного в пункте 4 настоящего Указа, могут назначаться проверки:

для участия в установленном законодательством порядке в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;

по заявлению контролируемого субъекта;

при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан. Анонимное заявление не является основанием для проведения таких проверок;

для проверки устранения контролируемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по которым проверяющим выдано представление (далее – контрольная проверка).

Проверки в соответствии с частью первой настоящего пункта назначаются руководителем профсоюза или уполномоченным им заместителем руководителя профсоюза в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке с соблюдением иных требований настоящего Указа.

  1. По истечении срока, определенного в пункте 4 настоящего Указа, проверка по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда может быть проведена профсоюзом при ее включении в план осуществления профсоюзом проверок (далее – плановая проверка).

Профсоюз вправе назначать плановые проверки в отношении контролируемых субъектов по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года.

  1. Без включения в план осуществления профсоюзом проверок в отношении контролируемых субъектов проверки назначаются руководителем профсоюза или уполномоченным им заместителем руководителя профсоюза, помимо оснований, перечисленных в пункте 5 настоящего Указа, при наличии у профсоюза информации, полученной от:

государственного органа, иной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;

первичной профсоюзной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о профсоюзах и (или) невыполнении коллективного договора (соглашения).

  1. Плановые проверки одного контролируемого субъекта по различным вопросам в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими проверяющими, в том числе различных профсоюзов, только в форме проведения совместной проверки.

Не допускается:

проведение профсоюзами нескольких плановых проверок одного и того же контролируемого субъекта в течение календарного года;

проверка профсоюзом контролируемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период совместно с другим профсоюзом, в том числе в ходе совместной проверки.

В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения. Осуществление в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.

Сроки назначения плановой проверки исчисляются профсоюзом со дня окончания им предыдущей плановой проверки, назначенной после вступления в силу настоящего Указа. При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения срока, определенного в пункте 4 настоящего Указа.

  1. Осуществление общественного контроля профсоюзами не исключает возможности проведения проверок контролирующими (надзорными) органами, в том числе по одним и тем же вопросам, и не является основанием для переноса срока проведения проверки контролирующим (надзорным) органом.
  2. Проверка контролируемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

Период, за который проводится проверка, не ограничивается в случае обращения физического лица – члена профсоюза при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

  1. Незаконное вмешательство в деятельность контролируемого субъекта запрещается.

Контролируемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.

  1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок.
  2. Проверяющий обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги).

В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в представлении (справке), выдаваемом проверяющим по результатам проверки.

  1. Невнесение проверяющим записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги), нарушение этим лицом либо должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной.

Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим профсоюзом (руководителем профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует), в том числе по заявлению (жалобе) контролируемого субъекта.

Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано контролируемым субъектом не позднее двух рабочих дней со дня окончания проверки руководителю профсоюза, назначившему проведение проверки, и рассматривается вышестоящим профсоюзом (руководителем профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует) в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении. Копия решения по заявлению (жалобе) в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется контролируемому субъекту, а в случае принятия решения о признании проверки незаконной – также в органы прокуратуры. В случае несогласия с решением вышестоящего профсоюза (руководителя профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует) об отказе в признании проверки незаконной в десятидневный срок со дня получения такого решения действия (бездействие) проверяющего либо должностного лица профсоюза, назначившего проведение проверки, могут быть обжалованы контролируемым субъектом в суд.

  1. Совершение проверяющим или должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, деяний, повлекших признание проверки незаконной, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин. При этом административное взыскание налагается не позднее двух месяцев со дня признания проверки незаконной.

Предоставить право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном в части первой настоящего пункта, уполномоченным должностным лицам органов прокуратуры, а рассматривать дела о данном правонарушении – районному (городскому) суду.

Совершение проверяющим или должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, деяний, указанных в части первой настоящего пункта, рассматривается как ненадлежащее исполнение своих обязанностей и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Необоснованное назначение проверки должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, совершенное с использованием своих полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам контролируемых субъектов либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.

  1. Установить, что части первая и вторая пункта 15 настоящего Указа действуют до вступления в силу закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом.
  2. Настоящий Указ не применяется при осуществлении проверок, сведения о проведении которых внесены в книгу учета проверок до вступления в силу настоящего Указа.
  3. Совету Министров Республики Беларусь:

в шестимесячный срок обеспечить внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом;

в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

  1. Настоящий Указ вступает в силу через месяц после его официального опубликования, за исключением пункта 18 и данного пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Указа.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

Работа с ветеранами

Работа с молодежью

Культурно-массовая работа

42672409